Верховный суд РФ отменил часть приговора, оправдывающую фигуранта по обвинению в легализации биткоинов путем их конвертации в рубли и перевода на банковские карты. Это решение было принято на основе материалов дела, в которых указывается, что фигурант хранил прекурсоры наркотических средств и был замешан в производстве мефедрона в крупном масштабе вместе с организованной группой. Он получал оплату в криптовалютах, которые затем конвертировал в рубли и переводил на счета и карты дочери своей сожительницы.
Суд первой инстанции признал фигуранта виновным в незаконном обороте наркотических средств, однако оправдал его в части легализации денежных средств. Решение было обосновано тем, что денежные средства, полученные из конвертации биткоинов, не были введены в экономический оборот и не приобрели законный статус владения.
Замгенпрокурор, подавший кассационное представление, указал на то, что обвиняемый осуществлял эти финансовые операции целенаправленно и вывел в легальный оборот более 8,2 млн рублей.
«При совершении финансовых операций фигурант использовал банковские технологии, позволяющие избежать процедуры банковского контроля и исключить возможность идентификации собственников счетов и лиц, совершающих указанные операции», — добавили в прокуратуре.
Сам обвиняемый признал данное обстоятельство во время допросов, не отрицая его. Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции об оправдании фигуранта.
Однако, по мнению Верховного суда РФ, суд апелляционной инстанции в своем определении высказал крайне противоречивые суждения.
«Вначале суд апелляционной инстанции указал, что “без совершения финансовых операций с полученной преступным путем криптовалютой, в том числе по преобразованию данного виртуального актива в рубли либо иную физическую валюту, [подсудимый] был лишен возможности воспользоваться результатами своей преступной деятельности”, однако в следующем абзаце своего определения резюмировал, что “обналичивание денежных средств не повлекло за собой их легализацию”», — отметила высшая инстанция.
Верховный суд, ссылаясь на последнюю редакцию Уголовного кодекса РФ, отметил, что конвертация криптовалюты и перевод ее на банковские карты третьих лиц являются умышленным способом замаскировать связь между легализуемым имуществом и преступным источником его происхождения. Это явное свидетельство намерения легализовать денежные средства.
«Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, для наличия состава отмывания средств не требуется их обязательного вовлечения в экономический оборот, поскольку ответственность по указанной статье закона наступает при установлении самого факта совершения финансовых операций с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом», — подчеркнули в ВС.
Из-за серьезного нарушения уголовного закона, которое существенно повлияло на результат дела, приговор суда, оправдывающий обвиняемого в отмывании средств, не может быть признан законным и обоснованным. Судебная коллегия приняла решение направить эту часть уголовного дела на новое рассмотрение в Рязанский областной суд.
В феврале 2019 года пленум Верховного суда внес изменения в постановление суда от 2015 года о практике по делам о легализации доходов, запрещая отмывание доходов, полученных из виртуальных активов.